Top.Mail.Ru

и виктимологии

Ирины Малкиной-Пых

центр психосоматики

и виктимологии
Электронная библиотека

Книги Ирины Малкиной-Пых

Диабет. Освободиться и забыть. Навсегда

И.Г. Малкина-Пых Диабет. Освободиться и забыть. Навсегда

Причины возникновения сахарного диабета:что говорит психология
Параграф 3.2. Книги "И.Г. Малкина-Пых Диабет. Освободиться и забыть. Навсегда"
Исследования показывают, что у людей с диабетом, за пять лет до установления диагноза, отмечается более высокий уровень стрессовых событий и долговременных трудностей. Иными словами, в пятилетний период, предшествующий началу диабета, человек особенно часто сталкивается с различными трудностями и изменениями в жизни, чаще испытывает стресс.

Пять лет, конечно, большой срок. Чаще всего пациенты могут вспомнить стрессовые события, непосредственно предшествовавшие возникновению диабета. Дети, например, могут переживать по поводу развода родителей или смерти одного из них, конфликтов в семье, появления братика или сестренки, начала занятий в школе, перехода из начальных классов в средние. У юношей и девушек – несчастная любовь, поступление в вуз, армия, заключение брака, беременность, уход из родительской семьи, начало профессиональной деятельности. У людей зрелых – рождение ребенка, конфликт супругов, развод, жилищные и финансовые проблемы, проблемы на работе, во взаимоотношениях с детьми, уход детей из семьи и т.п. У людей еще более зрелых это может быть уход на пенсию, болезнь или смерть одного из супругов, проблемы во взаимоотношениях с супругом (супругой), проблемы в семьях детей.

Конечно, события неравноценны по своей, так сказать, стрессовой силе. Смерть близкого человека для большинства является значительно более сильным стрессором, чем, к примеру, увольнение.

Данные, которые получили Холмс и Pей, естественно, отражают средние показатели. Вместе с тем хорошо известно, что у разных людей уровень устойчивости к стрессу разный: одни способны выносить серьезные нагрузки, другие с трудом переживают самые незначительные изменения в своей жизни.

Как видите, для того чтобы попытаться выявить причины стресса, в первую очередь следует найти зависимость между стрессом и вызывающими его причинами. Не исключено также, что, прочитав приведенный перечень причин, вы не найдете тех, которые вызвали стресс лично у вас. Но не это главное: важно вовремя заняться своим психическим состоянием, своим здоровьем.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека,так как в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания – соматические и невротические. Почему это происходит?

Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

Самое главное, мы должны запомнить, что стресс – это не само событие как таковое, а психологическая реакция на него.

И не внезапная и вскоре забытая вспышка гнева или отчаяния может подать тревожный сигнал, но совокупный эффект постоянных, давно подавляемых отрицательных эмоций. Чем дольше сохраняется скрываемое состояние, тем больше вреда оно способно принести,поскольку оно, являясь источником непрекращающихся отрицательных посланий организму, ослабляет и тело, и сознание. Повторяющиеся негативные мысли и чувства, такие, как беспокойство, вина, ревность, гнев, неодобрение, страх и так далее, более пагубны для нас, чем внешняя ситуация. Наша нервная система находится под контролем«центрального органа управления», который у человека называется личностью. Другими словами, жизненные ситуации не являются ни плохими, ни хорошими, они просто есть. Названия им дает наша личная реакция на них (Шапиро, 2004).

Вы видите, какую важную роль в формировании стрессовых реакций играют эмоции, которые идентифицируют раздражитель с точки зрения его полезности или опасности. В стрессовой ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции проявляются в виде гнева, страха,обиды – когда процесс адаптации встречает сопротивление.

Необходимо иметь в виду, что любая эмоция является результатом ряда факторов (Трифонова, 2003).

  1. Оценка значимости ситуации.Чем более значима для человека ситуация, тем более интенсивны эмоции.
  2. Оценка своей способности справиться с ситуацией.Чем выше оценка, тем менее интенсивны негативные эмоции.
  3. Степень соответствия ситуации ожиданиям. Чем значительнее несовпадение, тем интенсивнее эмоции.
  4. Установки и жизненные представления. Если в детстве вам внушили, что вы должны быть во всем первым, то, оказавшись даже вторым, вы можете сделать вывод о собственной неполноценности. Если же вы понимаете, что всегда быть первым невозможно, то легко воспримете даже сто первое место.
  5. Логические ошибки. Наиболее распространенные ошибки – выведение общего из частного или частного из частного. Многие,например, делают вывод о собственной неполноценности или никчемности на основании неудач в отдельных сферах.
  6. Недостаток информации.
  7. Противоречащие друг другу желания и потребности.Если вы, например, претендуете на роль лидера и вместе с тем ощущаете потребность в опеке, противоборство этих устремлений будет порождать недовольство собой и окружающими.
  8. Физическое состояние и особенности организма.Все мы более раздражительны, когда, например, испытываем голод. В то же время существуют некоторые особенности нервной системы, свойства темперамента, предрасполагающие к большей или меньшей тревожности, восприимчивости, эмоциональной устойчивости (неустойчивости).
Этот список можно было бы продолжить, добавляя все то, что связано с личностными особенностями человека и его отношением к ситуации, то есть с мыслями. А где же сама ситуация? Разве не зависят наши эмоции от нее самой? Удивительно, но почти нет!

Ситуация для нас существует в нашем отношении к ней. От отношения к ситуации зависят и эмоции.
Попробуем подробнее рассмотреть стресс как предшественник диабета. При этом уточним, что имеется в виду эмоциональный стресс, который является порождением нашей психики в ответ на изменения внешней среды и внутренней среды организма.

Любой больной сахарным диабетом I или II типа знает, что, когда он понервничает, сахар в крови растет,а когда успокоится – снижается. На отдыхе, в отпуске, когда не думается о делах, сахар снижается иногда и до нормы. Если человек душевно благополучен,болезнь отступает. Вспышки гнева, частое переживание обиды, вины, стыда, прокручивание в голове неприятных событий, душевный дискомфорт, особенно страх, возвращают болезнь. Начинается не только сахарный диабет, вместе с ним и гипертония, аритмия, глаукома и многое другое. Приходится признать, что источник диабета находится в личности, что мышление управляет процессом.

Каков механизм возникновения сахарного диабета I и II типа? Поджелудочная железа иннервируется симпатическими и парасимпатическими нервами, терминальные волокна которых контактируют с клеточной мембраной островковых клеток. Другими словами, поджелудочная железа имеет систему управления, выделенную от центральной нервной системы (ЦНС). Через сигналы от ЦНС железа может активироваться либо тормозить свою активность. Это означает, что, когда проходит команда от ЦНС к активности, выделяется секрет, а когда поступает команда прекратить активность, секрет не выделяется. Других команд поджелудочная железа не знает и не умеет выполнять. На угрозу, опасность, стресс организм реагирует прекращением процесса пищеварения для перераспределения энергии от органов пищеварения, не участвующих в борьбе с опасностью, к мышцам, непосредственно задействованным в этой борьбе. А поджелудочная железа участвует в процессе пищеварения. В результате реакции на стресс ее секреторная функция может полностью прекратиться или значительно снизиться. От поступившей команды зависит объем выделяемого секрета или его отсутствие.

Таким образом, поджелудочная железа полностью выполняет свою функцию в соответствии с тем управлением, которое осуществляет личность. Стрессы переживают все, но реакция на стресс неодинакова. Один болеет, другой – нет. Это обусловлено способом управления. Команды в ЦНС подаются мышлением. Так устроено управление поведением в организме. Они подаются как ответ психики на социальную ситуацию и включают в процесс реагирования функциональные системы организма. Ситуации повторяются – повторяется ответ на них, т.е. действия ума и функциональных систем. При этом организм привыкает, научается реагировать сложившимся способом. В дальнейшем контроль сознания за реакциями снимается, процесс переходит на подпороговый, бессознательный уровень, автоматизируется. Осознается начало действия и результат. В нашем случае осознается переживание, стресс. Результат – высокий уровень сахара в крови, т.е. осознается симптом. Потому непонятно, откуда берет начало болезнь.

То же самое происходит при повышении артериального давления, тахикардии. Переживается и осознается эмоция (например, страх) и частота сердечных сокращений или высокое кровяное давление. Реакция поджелудочной железы на стресс целостна: сокращается количество не только инсулина, но и поджелудочного сока. И здесь уместен вопрос, приведет ли к изменениям белкового и жирового обмена прекращение выделения поджелудочного сока? А может быть, сначала прекращение выделения поджелудочного сока, потом лишний вес и вместе с ним рост уровня сахара, как это бывает при II типе диабета? Во всяком случае, изменение веса при сахарном диабете не проходит без участия поджелудочной железы.

Поджелудочная железа либо вырабатывает инсулин, т.е. выполняет свою функцию, либо прекращает его выработку, т.е функционирует плохо. Исходя из этого, можно по-другому объяснить такое явление, как гипогликемия. Гипогликемия как раз и свидетельствует о том, что функция выполняется.

Гипогликемия настигает человека тогда, когда он более спокоен, расслаблен, во время мышечной активности, когда идет расход энергии и для ее выделения организм сам вырабатывает инсулин. А больной, по назначениюврача, привычно вводит дополнительный. Поджелудочная железа начинает выполнять свою функцию. Инсулин вырабатывается. Количество его растет. Уровень сахара снижается ниже нормы. Если бы функция не выполнялась, то гипогликемии не было бы совсем.
Итак, именно неприятные переживания (безудержный гнев, жгучий стыд, смертельная обида, невыносимая вина, непреодолимый страх) трансформируются в хронический эмоциональный стресс. Эти переживания, составляя суть мышления,отражают его. Длительность этих переживаний демонстрирует качество управления человека своим состоянием, умение владеть собой. Чем дольше переживается неприятное состояние, «застревает» эмоция, тем очевиднее, что осуществляемое управление неэффективно. Именно это порождает эмоциональный стресс, так как человек обнаруживает, что не в силах преодолеть инерцию своего мышления, приспособиться к ситуации, это лишь усиливает душевные страдания, которые, в свою очередь, «отзываются» в его теле болями, спазмами, сердцебиением, изменениями функций внутренних органов.

Функция поджелудочной железы состоит в энергообеспечении организма. В результате сложившегося неэффективного управления эта функция изменяется на оборонительную, защитную от стресса. Изменение функции органа обнаруживается как заболевание, именуемое сахарным диабетом.

Оптимальный путь избавиться от негативных эмоций – это признать их, принять, пережить и отпустить.

Именно в таком порядке. Пожалуй, самое главное и самое трудное – признание трудностей. Предельно честно по отношению к себе, потому что «некрасивые» чувства мы привыкли прятать прежде всего от себя. Рассмотрим некоторые психологические механизмы, которые позволяют нам успешно это делать. Они называются психологическими защитами.
Следующий параграф

3.3. Защитные механизмы, или Как мы прячем эмоции от самих себя

Обучение у Ирины Малкиной-Пых
Остались вопросы?
Мы с радостью ответим на них!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности (irina-malkina.ru/privatedate)
Проект Института прикладных социальных технологий

Контактная информация:
Электронный адрес edu@ipst.spb.ru
Контактный телефон 8(812) 408-35-46
учисьпсихологии.рф

Юридическая информация:
Организация образовательных программ
Индивидуальный предприниматель Платонова Валентина Александровна
ОРГНИП 318784700296986